Казаков принято считать отдельным военным сословием. Однако сами представители казачества говорят, что в обществе долго шли споры относительно их национальной принадлежности. Но не докопались, не нашли корней. Сегодня казаками себя называют представители разных этносов, но объединенные единой верой и традициями.
Три армии Григория Столярова
Атаман Красноярского края Григорий Столяров уже 15 лет в казаках. Говорит, менталитет свой ему менять не приходилось – с детства дед и отец воспитывали его в казачьих традициях. Впрочем, это он узнал потом, когда вступил в казачье общество и стал изучать культуру этого сословия.
– Я сам из села Парного Шарыповского муниципального округа. В детстве меня всегда привлекала военная форма. И я пошел служить. Срочную службу в Советской армии прошел, 12 с половиной лет был командиром взвода саперов в Российской армии. А теперь в «царской» – казачий атаман, – улыбается Григорий Иванович.
В детстве о казаках он, наверное, только из истории знал: именно они пришли с Андреем Дубенским на берега Енисея и основали на красном яру острог, который стал потом Красноярском.
В 2009 году уволился Столяров из армии, приехал в Березовский район, увидел казаков и загорелся идеей. Так понравилась ему сама идеология казачества, их взгляды на жизнь, мысли, отношение к Родине и старшим. Вступил в станицу Рождественскую, а уже через три месяца стал атаманом Преображенской станицы. В 2011 году казаки вошли в госреестр и взяли на себя обязательства по несению государственной службы – с полицией, минлесхозом выезжают на охрану правопорядка, патрулирование лесов. До сих пор бесплатно работали – за собственный интерес и совесть (Григорий Иванович говорит: «Это же наша земля, мы хотим, чтобы на ней порядок был!»), и только в прошлом году казакам стали платить небольшие деньги за почасовую работу на госслужбе.
На хуторе
О Столярове говорят: живет по казачьим традициям – семейно и обособленно. И мы решили посмотреть, как строит быт казачий атаман, как детей воспитывает, как с женой ладит.
– Так просто мой дом не найдете, я казачьим хутором живу, – предупреждает нас Григорий Иванович. И вызывается встретить на въезде в село Маганск Березовского района.
Лихой казак подкатил к заправке на старенькой легковушке. Вышел в форме, папахе: «Езжайте за мной!»
За Маганском снег еще не растаял, среди сугробов в лес уходит дорога. Она-то и привела нас к нескольким домам, стоящим у самого бора.
– Здесь когда-то военная часть была, – рассказывает атаман. – Когда ее расформировали, здания отдали казачьему войску. Мы здесь и поселились, казармы открыли. На месте домов одни стены стояли, пришлось все заново возводить.
Появление казаков на границе Маганска не всем оказалось по вкусу: дом атамана уже дважды горел. Десять лет назад его намеренно подожгли неизвестные, а как только отстроили новый – случилось короткое замыкание, и жилье снова полыхнуло.
Своим домом
Как только машина остановилась у калитки, прибежала свора собак и молодая кобыла Искра – казак без коня не казак! Жеребец нетерпеливо топтался привязанным у стога с сеном:
– Уйдет, ищи его потом! – объясняет хозяин. – Приходится привязывать.
Раньше в хозяйстве атамана был большой табун лошадей – 11 голов. Но Столяров, расширяя станицу, раздарил и распродал всех местным казакам. Теперь, говорит, каждый станичник при коне – как и положено.
Есть на подворье свиньи, были куры и овцы, да собаки всех подрали. Кстати, огромные псы – тоже необходимость, они охраняют хутор от нежеланных гостей.
– Мы своим миром живем, – приглашает нас в дом атаман. – Правда, общественное ставим выше личного. Из-за этого с женой не всегда понимание находили.
Григорий Столяров поясняет нам: казак всегда прежде всего за Отечество радел, ведь он воин, защитник. И сейчас атаману немало времени приходится проводить на круге, встречах, на службе.
– Первое время мне тяжело было с этим смириться – он в приоритет казачьи устои ставил, – признается жена Григория Ивановича Марина Карловна. – А потом я поняла, что это правильно. У казаков менталитет такой – последнее отдать. И он отдает. Но все возвращается. Нам станичники очень помогают.
Во время пожаров семья атамана осталась практически ни с чем, на улице. Казаки помогли – кто продуктами, кто одеждой, кто стройматериалами, а кто участием. Дом атаману строили всей станицей. Так что действительно возвращается доброе отношение к обществу сторицей.
За мужем
Марина и Григорий Столяровы уже почти 35 лет вместе. Она за ним и по военным городкам ездила, и в казачьих делах помощница. А через 21 год брака супруги решили обвенчаться.
– Вера для казака также на первом месте стоит, – говорит атаман. – Мы православной культуры придерживаемся, в церковь ходим. И решение венчаться пришло не просто так. После этого у нас с женой всякие споры ушли. Раньше и ревность была, и неверие, а после венчания все как рукой сняло. Мы знаем, что принадлежим друг другу до гробовой доски.
Женщина в казачьей культуре особо почитаема – она мать, воспитательница детей. Главная в доме. У Столяровых на входе в спальню слева на стене нагайка висит. Это как ружье в пьесах Чехова – не просто так. Означает, что на этом пороге заканчивается власть мужчины, а начинается территория женщины. Здесь она хозяйка и командир, а муж только гость, который во всем с ней соглашается.
Марина Карловна учитель обществознания и социальный педагог в Маганской школе. Для учеников авторитет, но права голоса на казачьем круге не имеет.
– Женщину на круге только отец, брат или муж представлять могут, – поясняет Григорий Иванович. – Она же за мужем.
Марину это полностью устраивает. Говорит: муж ее – то самое надежное плечо, за которое можно спрятаться.
– Меня нисколько не обижает то, что на круге не голосую, – поясняет женщина. – Я жена военного, казака. Понимаю, что постоянно под его защитой. Он меня всегда поддержит и никогда не бросит. Это такое счастье чувствовать себя за мужем!
Мужская обязанность
Марина Карловна с удовольствием рассказывает, как муж ее постоянно радует – то букетик цветов преподнесет, то шоколадную розу подарит. От таких разговоров и у Григория Ивановича теплеют глаза. Говорит: это уже не просто казачья традиция свою женщину баловать. А общая мужская обязанность.
– Что же касается казачества, то даже атаман не имеет права вмешиваться в женские дела, – поясняет Столяров. – Тут казак ей не указ. Не имеет права и руку на женщину поднять. А если женщина пожаловалась, что обижает ее муж, быть казаку поротым. В этом случае мужа вызывают на круг и принимают решение пороть. Поротый казак – это такой позор! Если после порки женщина забирает мужа, прощает его, тот семейно живет. А если не прощает, отказывается от мужа, имеет право заново замуж выйти. А казак обречен ходить холостым до конца дней своих.
Атаман уверяет: защити слабого и почитай женщину – именно казачьи заповеди, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь. И сегодня в станицах, бывает, порют казаков. Да так, что шкура трещит. А что делать, если он женщину обидел или казачью форму опозорил?
Сыновья
Марина рассказывает, что казаки ее матерью называют. И не просто так. Атаман для станичников батя, а жена его – мама для всех.
Материнскую заботу она проявляет не только о своих детях, но и о молодых казаках. Одного – Владимира – и вовсе приемным сыном считает. Он уже 14 лет в семье, сейчас на спецоперации воюет.
– Вова в Красноярске в нехорошую компанию попал, пришел к нам: «Возьмите в казаки». Я тогда начальником красноярского казачьего штаба была, – рассказывает казачья мать. – Парень хотел из города уехать и пожить в станице. С Григорием поговорил, засобирался. Мы к этому скептически отнеслись – думали, не приедет. А он явился с чемоданом. Четыре года у нас прожил. Потом за девчонкой ушел. И снова вернулся, в станицу с нами поехал. Сейчас уже два года на спецоперации в разведке служит.
Атамана парень, как и положено, батей называет, Марину мамой кличет.
– А мы их и не разделяем, – замечает Марина Карловна. – Они всем нам сыновья.
Еще один «трудный подросток» прибыл в станицу из Минусинского района. Тоже с нехорошими людьми связался. А вкусил казачьей науки – исправился. Сейчас он – атаман станицы Преображенской и зять Григория с Мариной. Старшая дочь вуз с красным дипломом окончила, в банке в Красноярске работала и домой иногда приезжала. Здесь и познакомилась с Олегом Голдыревым. Семь лет уже вместе, сын растет – радует и родителей, и бабушку с дедушкой.
– У нас две дочери, – поясняет Григорий Иванович. – Мы никогда в их личную жизнь не вмешивались, не указывали. Но так получилось, что обе казаков выбрали. У младшей муж недавно со спецоперации вернулся раненый, сейчас лечится.
Посаженный казачок
Дочери росли в военном городке по строгим отцовским законам. Атаман говорит: воспитывал их как мальчишек, чтобы за себя постоять могли. А казачью науку дед сейчас в воспитании единственного внука применяет. Арсению семь лет. У него уже и лошадь своя есть – та самая Искра, и шашка с нагайкой.
Атаман станицы Преображенской с семьей живет здесь же – на хуторе, за стенкой у тестя с тещей. И Арсений частенько наведывается к деду. Вот и сейчас прилетел – казачья папаха набекрень. Рассказывает про баловницу Искорку, которая с жеребят хозяина знает, постоянно за ним ходит, про то, как дед его на взятие снежного городка в Сухобузимское берет биться стенка на стенку, про поездки в седле. И о том, что дедова шашка скоро к нему по наследству перейдет.
– Казаки мальчиков с детства к оружию приучают, – рассказывает Григорий Иванович. – Арсений родился, я ему по традиции принес пулю и ножик. Это тестирование казачье. Начинает играть ими – хороший воин получится, а если заплачет ребенок – надо больше внимания уделять воспитанию мальчика, учить боль терпеть.
Хоть и в ходу у казаков порка, детей они не бьют. Наказывают словом. Дед иногда так строго может Арсению сказать, что тот понимает: был не прав. Да и почитание старших – закон в казачьей семье. Здесь говорят: непонимание старшими младших не дает права детям повышать голос на родителей.
– Внук у нас наравне со взрослыми и на охоту ходит, и на рыбалку, и в мужских делах помогает, – хвалит Арсения дед. – Может по пальцу молотком ударить. И терпит.
Детям в казачьих семьях ничего не запрещают, но спрашивают строго. Не хочешь вечером спать – не спи, но знай, что утром рано тебя в школу поднимут. А будешь плохо учиться – накажут.
– Арсений у нас посаженный казачок, – рассказывает атаман. – Традиция есть: при рождении мальчику жеребенка дарят, а в три года девочке косы заплетают, а парня на коня сажают, дают ему наставление быть хорошим хозяином, семьянином, шашку вручают. С этого момента он воспитывается как мужчина.
После обряда шашку у ребенка забирают – мал еще. Отдадут ее парню только в 18 лет, а в 21 год (у казаков это возраст совершеннолетия) позволят наточить.
– Я свою шашку Арсению передам, – улыбается дед. – Она хорошая – из закаленной стали. Рукоять я сам изготовил.
Пока Арсений только учится казачьей науке – как коня подковать, как шашку придержать. Учить стрелять его начнут в 10 лет, а в 12 дадут в руки маленькую шашку – не заточенную. Дед начнет учить его фланкировке и казачьим танцам.
Три притопа
Все эти красивые движения шашкой не просто показательные финты (хотя есть чемпионаты и по фланкировке, и по рубке), а обманные движения, чтобы противника запутать и ударить неожиданно. Так же и с танцами. Это не какой-то вальс, а «Казачий спас» – рукопашный бой и тренировка перед битвой.
– У казака полная импровизация в бою. Не получилось обмануть противника – танцуй! – поясняет атаман. – Мы всегда на присогнутых ногах танцуем на три притопа. Удар ногой – это восстановление функционала головного мозга. На два-три резких удара ногой музыка останавливается – и ты уже в норме, нет головокружения. С помощью танцевальных движений ты действуешь за счет силы противника – направляешь его в нужном русле. И благодаря этому побеждаешь. Нет тут захватов и прихватов, одна пластика движений.
Казаки говорят: даже в век высоких технологий рукопашный бой никто не отменял. И на спецоперации казачьи умения очень пригождаются. Об этом атаману рассказывали станичники, которые сейчас защищают свое Отечество.
Хорошие люди
Атаман Красноярского края с удивлением говорит: мол, вспомнили сейчас о патриотизме. А у казаков любовь к Родине – главная заповедь. Никогда не уходила она из культуры сословия. И эту казачью мудрость передают они не только своим детям и внукам, но и ребятам из сел и деревень Березовского района. Более 10 лет проходит здесь фестиваль «Любо!» и более 13 лет слет «Казачок». Более сотни ребятишек каждый год могут познакомиться с казачьей культурой, послушать рассказы бывалых воинов, прошедших горячие точки, поскакать на конях, поесть каши из полевой кухни. И хорошие люди из них вырастают, дельные, любящие свое Отечество.
Фото Руслана Рыбакова, из архива Григория Столярова