Олеся Волкова: «Ребенок в трудной ситуации через рисунок отразит высшую степень своей боли и переживаний»

Олеся Волкова: «Ребенок в трудной ситуации через рисунок отразит высшую степень своей боли и переживаний»
Фото: из архива Олеси Волковой

Дети рисуют, и зачастую «шедевры» малышей могут многое рассказать об их психологическом состоянии. Что может увидеть профессионал в детских рисунках? Почему кроме анализа творчества очень важен диалог с ребенком? Разбирались вместе с доктором психологических наук, директором Института педагогики, психологии и социологии СФУ Олесей Волковой.

Психологическая диагностика состояния человека через искусство, в том числе живопись, вызывает большой интерес как у профессионалов, так и у тех, кто не имеет прямого отношения к психологии.

Картины художников, выставленные в галереях, могут многое рассказать об их жизни, каких-либо фактах биографии авторов. И эту взаимосвязь всегда можно увидеть и осознать. Однако не все так просто, как казалось бы.

Рисунок – это всегда повод для диалога

Олеся Владимировна, верно ли, что по рисункам можно сделать вывод о психологическом состоянии ребенка?

Безусловно. Существуют специальные психодиагностические методики, которые применяются в работе с детьми. Причем если мы говорим о детях раннего возраста, то к ним зачастую просто невозможно применять стандартизированные методы. То есть привычные тесты с ответами здесь просто не работают.

И в этом случае беседа, игра и рисунок являются единственными доступными методами, с помощью которых можно оценить психологическое состояние ребенка. Тем не менее есть целый ряд важных нюансов, которые в этой работе необходимо обязательно соблюдать.

Например, какие? И существуют ли какие-либо психодиагностические методики на базе рисунка?

Все психологические тесты можно условно разделить на две группы: закрытые и открытые. Закрытые, при которых человеку предлагается выбрать какой-либо из вариантов ответа. То есть они как бы «закрывают» нашу возможность применить, использовать фантазию.

И открытые: при их использовании задается некоторая тема, направление для беседы. И человек может проявлять свое психологическое состояние с помощью различных форм, в том числе – через изобразительное искусство.

Есть классические арт-диагностические методы, их так и называют – рисуночные тесты либо проективные рисуночные тесты. Чаще всего психологи в работе с клиентами используют такие рисуночные тесты, как человек, человек под дождем, кинетический рисунок семьи, несуществующее животное, дом–дерево–человек.

Каждый психолог владеет этой методикой, при этом хотела бы подчеркнуть: полученный итоговый результат интерпретировать довольно сложно. При том что существуют развернутые методические рекомендации к описанию изображенного на рисунке.

Тем не менее здесь есть целый ряд нюансов. Один из них – это профессионализм психолога. С помощью рисунка нельзя оценивать и диагностировать, опираясь только на методические рекомендации.

Главная идея открытого рисуночного теста, проективного теста заключается в том, чтобы создать условие, при котором психологическое состояние ребенка будет выражено на бумаге. При этом кроме самого рисунка очень важен диалог.

Важно спрашивать, что изображено на рисунке, почему именно таким образом. Поэтому ситуация, когда родители либо педагоги обращаются к психологу с вопросом: «Что вы можете сказать по этому рисунку?»,  является большой ошибкой.

Потому что специалисту предлагают проанализировать рисунок отдельно от человека, от той личности, которая его изобразила. Но рисунок – это всегда повод для дальнейшего диалога, беседы, клинического интервью.

«А почему у тебя слон зеленого цвета?»    

Олеся Владимировна, что могут рассказать о психологическом состоянии ребенка его любимые цвета, темы рисунков? Есть ли здесь зависимость от возраста?

В методических рекомендациях собрана обобщенная информация о том, как люди типично относятся к тому или иному цвету. То есть какие эмоциональные переживания связаны у человека с определенной цветовой гаммой. Однако это всего лишь предположения.

Психоаналитическое направление, гуманистическая психология выдвигают свои предположения о том, можно ли с помощью цвета интерпретировать внутреннее состояние человека.

Мое профессиональное мнение на этот счет таково: образы, ассоциации с конкретным цветом человеку так или иначе предлагает «коллективное бессознательное», система воспитания, культура.

Например, красный цвет – он традиционно яркий, энергичный, его часто используют во время проведения праздников, в государственной символике, на флагах. Этот цвет вызывает у нас ассоциации с большим притоком энергии. А вот синие цвета часто предлагают использовать как расслабляющие, успокаивающие.

Тем не менее в моей практике есть огромное количество случаев работы с клиентами, когда типичные ассоциации расходились с индивидуальными представлениями человека о конкретном цвете. Поэтому общие представления далеко не всегда совпадают с тем индивидуальным опытом человека, который мы можем обнаружить на рисунке.

Поэтому типологии цветов и попытки интерпретировать психологическое состояние человека по конкретному цвету носят лишь рекомендательный характер. Я снова подчеркну важность профессионализма психолога, который опирается не только на указанные в методических рекомендациях описания цвета, но и на то, что конкретная личность нам рассказывает и демонстрирует в своем отношении к цвету.

Важно обращать внимание на используемые цвета, как и на тематику рисунков, но при этом всегда необходимо выходить на диалог с ребенком: «Вот у тебя слон зеленого цвета, такие редко встречаются, почему ты нарисовал его таким образом?». То есть нужно задать вопрос, из которого всегда вырастет некая история.

Кроме того, есть интересный феномен. Все рисуночные тесты имеют проективный характер, то есть они проецируют на бумагу то эмоциональное состояние, которое внутри человека в данный момент. Частью этого состояния человек делится и ему становится легче.

Например, часто в работе с подростками обнаруживается, что они предпочитают черные цвета, резкие формы, агрессивные темы для рисунков. Но это далеко не всегда означает, что у ребенка есть какие-то острые, серьезные проблемы. Бывает так, что подросток выразил свое негодование и накопившуюся агрессию через рисунок, ему стало легче. Все очень индивидуально.

Все дети рисуют с разным нажимом карандаша или фломастера — кто-то едва не рвет бумагу от усилия, у кого-то — неуверенные, слабо заметные линии. Можно ли сделать какие-то выводы о состоянии ребенка по этому критерию?

Начнем с того, что родителям важно правильно выбрать карандаши либо фломастеры для рисования, верной твердости либо мягкости. Их нужно выбирать в соответствии с возрастом ребенка, целью. В начальной школе педагоги, как правило, обращают на это внимание.

Вообще дети выбирают разные материалы для творчества, в зависимости от своего психологического типа. Кому-то больше нравятся легкие, текучие акварельные краски, кому-то гуашь, кому-то важно рисовать четкие линии фломастером.

Это всего лишь дает нам основания понаблюдать за особенностями характера ребенка. Конечно, если он так давит на ручку или карандаш, что на следующем листе остается отпечаток, это повод обратить внимание, насколько высоко психологическое напряжение ребенка.

Рисунком дети рассказывают сказку, иллюстрируя ее

В Интернете много фото детских рисунков, на которых изображены мамы, папы, другие близкие ребенку люди. Кому-то ребенок может не нарисовать уши, глаза, закрасить лицо черным. О чем могут говорить такие детали?

Это всегда означает совершенно конкретные вещи, которые необходимо проверять на практике. Но хочу обратить внимание вот на что: есть части человеческого тела, которые при отсутствии специальных художественных навыков рисовать очень тяжело.

Это, например, нос, уши, кисти рук. Обувь достаточно тяжело красиво нарисовать. И вот когда маленькие девочки начинают рисовать красавиц-принцесс, чтобы не испортить рисунок некрасивой обувью, можно нарисовать платье в пол.

Самый простой способ избежать детализированной прорисовки кистей рук — это просто убрать их на рисунке за спину. Ушки можно спрятать под длинными волосами. Поэтому важно всегда спрашивать и уточнять, почему на рисунке отсутствуют те или иные детали.

Возможно, ребенок просто стремится к тому, чтобы его рисунок получился красивым, чтобы его похвалили. Поэтому решил избежать каких-то заведомо сложных элементов. Сам по себе рисунок никакой ценности и значимости не имеет, всегда важен разговор.

Имеет ли значение то, кого чаще всего выбирает ребенок в качестве героев своих рисунков? Например, у одних детей это обычные люди, у других — фантазийные чудовища, у одних милые котики, у других — злые звери.

Безусловно, это также тема для разговора с ребенком, а также повод для родителей задуматься. Если ребенок часто рисует фантазийных чудовищ, то необходимо и его спросить и себе задать вопрос: а где он мог познакомиться с этими образами?

Вполне вероятно, у ребенка есть доступ к некой информации, которая ему по возрасту не вполне подходит. И его психика может эти образы не переваривать.

Поэтому здесь рекомендация родителям: если вы хотите, чтобы ваши дети спокойно спали, то им и образы нужно предлагать соответствующие, спокойные и милые. Которые будут соответствовать возрасту и не вызовут у ребенка внутренних психологических травм.

О чем может говорить несоблюдение адекватных пропорций на рисунке? Например, ребенок рисует всех членов семьи маленькими, а кого-то очень крупным и расположенным где-то вверху рисунка.

Один из важных диагностических элементов – это когда ребенок рисует семью, но не изображает там себя. Рисует себя очень маленьким либо непропорционально большим по отношению к другим членам семьи.

Все это повод для разговоров. Причем дети очень легко рассказывают истории, которые кроются за этими рисунками. Обычно рисуночные тесты предлагаются ребенку в игровой форме. То есть его просят не просто нарисовать, а рассказать что-то: сказку, историю. И дети рассказывают эту сказку, иллюстрируя ее.

При этом, конечно же, важно учитывать возраст ребенка, способности, специфику развития мелкой моторики, сформировавшиеся либо несформировавшиеся к этому возрасту нейронные связи.

Внимание, профессионализм и терпение – основа психологической диагностики

Дети часто рисуют самих себя, но делают это по-разному. Кто-то изображает себя слишком большим, кто-то — очень маленьким на фоне остальных. Кто-то помещает себя в центре композиции, кто-то — в стороне. Что такие детали могут рассказать о психологическом состоянии ребенка и его самооценке?

Особенность детской психики – это ее здоровый эгоцентризм. То есть детки, конечно же, видят себя в центре всего мира, всей Вселенной. И если ребенок рисует себя в центре – это психологическая возрастная норма. Это значит, что ребенок чувствует себя комфортно, уверенно, он окружен вниманием.

Но бывает, когда дети совсем не изображают себя на рисунке – и в этом случае уже нужно бить тревогу. Причем не обязательно предлагать ребенку изобразить именно людей. Потому что дети могут быть осторожными: стараясь показать социально одобряемый образ, могут попытаться скрыть какие-то особенности сложившейся ситуации в семье.

А если предложить нарисовать семью котиков, лисичек или зайчиков – ребенок все равно за основу возьмет образ своей семьи и будет изображать ту ситуацию, которую он видит ежедневно.

Когда дети находятся в стрессе, подавленном состоянии, проживают серьезные травматичные моменты — они очень ярко и эмоционально прорисовывают ситуации, в которых испытывают боль и эмоциональное напряжение.

Верно ли, что рисунок отражает состояние ребенка на данный, конкретный момент, и при анализе рисунка родителям не стоит раньше времени паниковать?

Безусловно. Поэтому самый хороший способ работы с рисуночными методиками для детей и взрослых — это работа с ними в динамике. К примеру, можно предложить ребенку несколько раз в месяц нарисовать похожие сюжеты и сравнить, повторяются эти истории или нет.

Если мы говорим о психодиагностике ребенка, который находится в трудной жизненной ситуации, то он через рисунок сможет отразить высшую степень своей боли, своих переживаний.

Это всегда вызывает внимание специалистов, и даже без профессионального образования при диалоге с ребенком на тему его рисунка можно узнать много важной информации.

Важно учитывать следующее: когда малыша приводят к психологу, контакт еще не сложился, уровень доверия у ребенка невысокий. Поэтому необходимо учитывать факт новой среды, обстановки, некоторого стресса у малыша.

Когда взрослые люди приходят на консультацию к психологу, они всегда волнуются, что же говорить о маленьком ребенке? И конечно же, рисунок, который создан ребенком вот в таких искусственных условиях, зачастую будет иметь достаточно условный характер.

Поэтому внимание к личности, профессионализм и терпение — вот та основа, которая должна быть заложена в любую психологическую диагностику.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления