Утилизация старой «одежды» для колес – одна из самых злободневных экологических проблем многих городов. Старые шины можно встретить везде – на стихийных свалках, во дворах, на обочинах дорог. Владельцев автомобилей не смущают даже штрафы. А некоторые из них не подозревают, что шины можно и нужно сдавать на переработку. В районе поселка Сухая Балка открылся еще один пункт по утилизации старых резинотехнических изделий.
Этот пункт отличается тем, что для переработки здесь принимают и шипованные шины, и шины от грузовых автомобилей.
На эту площадку можно привозить любому физическому лицу любую резинотехническую продукцию, – поясняет Владимир Часовитин, министр экологии Красноярского края. – Я видел на конвейере даже резиновые автомобильные коврики, которые примут у населения бесплатно. С юридическими лицами будет заключаться договор – это отдельная история. Утилизация такого вида продукции для Красноярска и края в целом имеют большое значение. Сейчас цель министерства экологии вместе с администрацией города решить эту проблему и дальше уже заняться пригородными территориями. Здесь построено современное новое здание с соблюдением всех норм, установлено отечественное оборудование. Да, пока не замкнутый цикл, полный процесс переработки сырья сейчас на этой площадке не организован. Это серьезный экологический проект компании, и я благодарен за то, что он реализован на территории Красноярска.
Речь идет о компании «Татнефть», для которой пункт по переработке шин в Емельяновском районе – пока самый восточный в России. С помощью специального оборудования шины измельчаются в чипсы, потом упаковываются. В сутки – до 11 тонн.
Сортируем на резину от грузовых и легковых автомобилей, – рассказывает Александр Щербаков, мастер участка управления вторичных ресурсов компании «Татнефть». – От легковых сразу идет на измельчение, от грузовых – проходит через специальный станок, удаляется проволока, которая с помощью гидроножниц режется на сегменты. В смену мы перерабатываем до 11 тонн – это примерно 11 КамАЗов шин. В дальнейшем сырье отправляется в Нижнекамск.
Но у компании есть планы по строительству производства полного цикла.
Сейчас в Нижнекамске шины могут вовлекаться в рециклинг – переработку для выпуска аналогичной продукции.
Чипсы могут превратить и в резиновую крошку – и она станет сырьем для специального безопасного покрытия или будет использоваться в производстве спортивного оборудования.
Крошку могут отправить на установку пиролиза. В процессе выделяют изобутан – сырье для производства каучуков.
Более ответственный подход к старой резине даст возможность получить не только дополнительную продукцию, – это еще и возможность в будущем жить в более чистом городе. Старые шины – далеко не безобидный мусор. Это отходы четвертого класса опасности, которые в естественной среде разлагаются около ста лет. При их сжигании образуются ядовитые вещества и сажа. Ответственность за правильную утилизацию отработанных автомобильных покрышек лежит на собственниках автотранспортных средств. (Например, в Красноярске можно привезти шины в один из четырех пунктов приема.)
Использовать покрышки в качестве клумб тоже нельзя, как бы красиво, с точки зрения жильцов, это ни выглядело.
Напомним, работа пунктов приема на территории края ведется в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с отходами» национального проекта «Экология».
Адрес нового пункта в районе поселка Сухая Балка: Емельяновский район, 15-й километр автодороги Красноярск – Енисейск, строение 8 (ориентир – магазин «Гриффин»).