Пандемия коронавируса заставила нас надеть индивидуальные средства защиты. Масочный режим действует уже восемь месяцев и продлится до 2022 года. При этом, как говорят специалисты, отработанная маска может стать источником заражения. Средства индивидуальной защиты требуют особой осторожности при ликвидации.
Правила уничтожения масок, которыми пользуется население, четко не прописаны ни в одном нормативном документе. Мы знаем, как носить средства индивидуальной защиты. Но куда девать отработанные маски?
Зачастую они отправляются в урну на улице или в мусорное ведро дома вместе с другими бытовыми отходами. Хотя специалисты утверждают: им там не место. Маска относится к опасным медицинским отходам, она не подлежит вторичному использованию, должна обезвреживаться и уничтожаться.
– Медицинские маски – большая проблема. В условиях пандемии они несут опасность вторичного заражения людей. И захораниваться на полигонах не должны. До двух процентов твердых коммунальных отходов, которые поступают к нам на сортировку, – средства индивидуальной защиты и просроченные лекарства, – рассказывает главный инженер регоператора правобережья Красноярска «РостТех» Федор Белоногов. – Мы их отсортировываем и складываем в специальные контейнеры.
Пока механизмы ликвидации масок документально не прописаны, регоператор заботу об экологической и эпидемиологической безопасности взял в свои руки. Предприятие заключило договор с организацией, которая занимается обезвреживанием опасного мусора.
ООО «Термика» стоит на окраине города. Территория предприятия закрыта для посещений, но для журналистов сделали исключение. Именно здесь происходит уничтожение опасных медицинских отходов. В том числе противочумных костюмов, средств индивидуальной защиты врачей и медсестер, работающих с больными коронавирусом. А также масок, которые выбрасывает население. Ведь и на них могут сохраниться вирусы опасного заболевания.
Внутри лечебных учреждений система сбора отходов давно отработана. Медицинский мусор и раньше аккуратно складировался и доставлялся в «Термику» на уничтожение. Но в этом году из-за пандемии коронавируса количество опасных медотходов увеличилось почти вдвое.
Если за весь 2019 год сожгли около 800 тонн мусора, поступившего из лечебных учреждений, то за неполный 2020-й уже 1 100 тонн.
– Внутри лечебных учреждений образуются отходы класса Б – те, что не были в контакте с зараженными коронавирусом, а также класса В – чрезвычайно опасные отходы, которые образуются в отделениях, где работают с ковидными больными. Они сначала обезвреживаются в больнице, запаиваются в герметичные пакеты и складируются в специальные контейнеры, в которых и доставляются на уничтожение, – рассказывает Федор Белоногов. – Их привозят на специальных машинах, предназначенных для перевозки только медицинских отходов.
На предприятии весь процесс сжигания опасных отходов автоматизирован. Рабочие не имеют права производить какие-либо манипуляции с ковидным мусором. Люди в противочумных костюмах только выгружают контейнеры. Затем отходы поступают на транспортер, который сам скидывает зараженные маски и костюмы в инсинератор. Здесь мусор сжигается при 1 200 градусах. В такой температуре никакой вирус не выживет!
Сейчас предприятие, на котором ликвидируют опасные отходы, работает в две смены. В третью сотрудники выходят только когда увеличивается поток отработанных противочумных костюмов и масок.
Регоператор уверяет: к росту объемов мусора готов. У предприятия есть и техника, и кадры, и оборудование, необходимое для вывоза и уничтожения неутилизируемых средств защиты.
Использованную маску нужно положить в целлофановый пакет и только после этого выбросить в мусорное ведро. В этом случае сократится опасность заражения как соседей, так и работников предприятия, где сортируют отходы.
Фото Олега КУЗЬМИНА