Юлия Лисенкова: «Житель и архитектор должны работать совместно»

Куратор хакатона «Города» о поколениях архитекторов, работу с городами и жителями

Юлия Лисенкова: «Житель и архитектор должны работать совместно» Куратор хакатона «Города» о поколениях архитекторов, работу с городами и жителями
Фото: Юлия Лисенкова, личный архив

Современное проектирование городских пространств — тема популярная не только среди экспертов-архитекторов. Сейчас любой блогер, пользователь социальных сетей и житель условного города может считать себя специалистом. В этом, наверное, есть даже какой-то смысл. Если люди думают о своем комфорте, обсуждают проекты и предлагают решения по особо узким темам, то в целом это ведет к простому умозаключению: жить стало проще, а к советам людей прислушиваются.

Юлия Лисенкова — доцент кафедры основ архитектурного проектирования Московского архитектурного института (МАРХИ), руководитель студенческой программы фестиваля уличного искусства МАРХИ, куратор проектов «Таврида». Она именно тот человек, который не только проектирует, но и учит молодежь, работает с разными поколениями и замечает, как меняется отношение жителей к работам архитекторов.

Город Енисейск в Красноярском крае станет местом проведения очного этапа Всероссийского урбанистического хакатона «Города». С 27 по 31 августа финалисты проекта соберутся, чтобы разработать систему городских общественно-туристических маршрутов «Тропа святителя Луки». Лисенкова — куратор специалистов, которые будут защищать свои концепции перед жюри и представителями местной власти.

Мы поговорили с ней до начала хакатона. Спросили Юлию про ее работу и узнали, а была ли она ранее в Красноярском крае.

Фото: Российская креативная неделя, архив

— Какие сейчас тренды можете отметить в проектировании городских пространств? Что вообще сейчас архитекторы хотят получить от городских проектов?

— Отвечая на первый вопрос, можно с уверенностью сказать, что сейчас очень наглядно можем видеть тенденцию привнести в городские пространства фрагменты природного ландшафта, вернуть урбанистическим пространствам единение с природой, которого так не хватает сейчас горожанам, особенно в больших мегаполисах. Если говорить про то, что сейчас архитекторы хотят получить от городских проектов, – то здесь, мне кажется, все как всегда – архитекторы хотят сделать город максимально комфортным и удобным для его жителей. Конечно, меняются задачи и меняются средства их решения, но глобальная задача неизменна – создание идеального города для современного жителя.

— Выдерживают ли эти локальные или глобальные тренды молодые архитекторы, дизайнеры и урбанисты? Или, как это часто бывает в других сферах, молодые люди проектируют со своим взглядом максимализма? Есть ли поколенческая специфика? Все же молодежь 90-х и 2010-х годов разная.

— Молодые архитекторы безусловно знают все современные тренды и профессиональные тенденции, так как они легко ориентируются в безграничном информационном поле интернета, быстро выделяют основные линии творческого развития и создают свой ответ на вопрос на основании полученной информации. Тем то и хороши проекты молодых архитекторов, что они безбоязненно могут предложить совершенно фантастические вещи, которые могут оказаться вполне реализуемы и уместны в данном контексте. Так что в юношеском максимализме нет ничего плохого, главное – не терять способность выслушивать чужие мнения и делать из этого выводы. Что касается специфики поколений – безусловно, человек архитектор в 40 лет и архитектор в 20 лет будут по-разному подходить к выполнению профессиональных задач, но будет ли сильно отличаться сложившийся образ – сказать однозначно сложно, так как молодежь 90-х ориентируется в современном мире не хуже молодежи 2010-х.

— Могут ли хакатоны типа Всероссийского проекта «Города» помочь привлечь молодежь не только для работы на конкурсной площадке, а еще для работы в последующем? Возможно, что даже для реализации проекта и его наполнения?

— Я в это искренне верю. Молодые архитекторы всегда очень стремятся к реализации своих проектов, поэтому с большим интересом рассматривают такую возможность и используют.

— Юлия, вы куратор участников хакатона в старом городе Красноярского края. Енисейск — это место, где буквально недавно провели некоторое благоустройство, но системно «зацепить» туристов и в целом молодежь ехать туда для работы и жизни, наверное, не особо получилось. Будет ли одним из направлений работы или, может, наставлением молодежи, чтобы проекты были с реальным наполнением, а не только визуальной составляющей? Смогут ли молодые архитекторы продумать еще эту часть или это уже дело тех, кто потом с проектом будет работать дальше?

— Задача Всероссийского проекта «Города» как раз в том и состоит, что молодых специалистов знакомят с уникальными локациями, чтобы они посмотрели на исторические места своим смелым творческим взглядом и смогли по-новому осмыслить некоторые задачи. Но надо помнить: чтобы проект работал – этим надо заниматься. Нужно проводить большую информационную работу, организовывать мероприятия, которые будут привлекать людей, чтобы люди услышали про город, захотели приехать, чтобы поучаствовать в интересных общественных мероприятиях, и смогли бы увидеть, какой это чудесный город и какие в нем интересные проекты осуществлены, и уже после они будут приезжать снова и снова вместе с друзьями, потому что здесь интересно, удобно, красиво.

Фото: Юлия Лисенкова, личный архив

— А нужны ли коллаборации между направлениями креативных индустрий? Есть ли вообще такой запрос на новые идеи, например, в архитектуре и урбанистике из моды или гастрономии?

— Как показывает современная архитектурная практика – все коллаборации сейчас проходят на ура – профессиональный мир ищет новые отправные точки для создания новых концептуальных решений. Архитектура и музыка, архитектура и современное искусство, архитектура и свет – в этих пересечениях креативных индустрий постоянно возникают какие-то совместные воркшопы и проекты, которые дают очень интересные результаты.

— Есть общий запрос, особенно он выражен в отдаленных территориях, что благоустройством скверов и парков нужно заниматься после того, как отремонтируют дороги. Как вы к этому относитесь? Есть ли в этом вопросе что-то «первичное», а что-то — «вторичное» или это разные важные направления развития города?

— Если территорию, требующую ремонта дорог, предполагают перепроектировать, то правильно сначала сделать новый проект и совершать ремонтные работы с учетом новых вводных, странно будет отремонтировать дороги, а потом все сломать и переделать.

— А как в связи с тем, что уже сказали, урбанистика и архитектура будут развиваться? Есть ли предпосылки, по вашему мнению, идти в сторону отдельного человека (семьи) и решения проблем около его ближайшей территории — подъезд, двор, дорога до остановки — или же в сторону укрупнения и направления развития городских пространств как мест скопления людей, проведения массовых событий и так далее?

— Пути развития архитектуры и урбанистики неисповедимы, я думаю, что через 5 лет мы, вероятно, будем обладать такими возможностями, о которых сейчас и не представляем, учитывая развитие технологического прогресса в профессиональных сферах. Но что касается внимания архитектора к отдельному человеку или к целому сообществу – я думаю так: комфортные пространства для целого социума всегда складываются из комфорта каждого члена этого сообщества, поэтому разделять внимания в данном вопросе, на мой взгляд, крайне неправильно.

Фото: Олег Кузьмин, архив gnkk.ru

— Как вы считаете, а что должен уметь и о чем должен думать современный архитектор или урбанист в первую очередь при проектировании общественного пространства?

— Профессионал всегда должен думать о том, для кого он создает свои проекты, что необходимо человеку и обществу, которые будут жить в созданных им пространствах и как их сделать максимально удобными и интересными для этих людей, используя для этого все имеющиеся знания и возможности.

— А с другой стороны — о чем должен думать житель территории, когда знакомится с проектом будущего благоустройства территории или создания комфортной общественной среды? Какие советы архитектору и руководителю проекта он должен дать в первую очередь?

— Житель территории должен донести до архитектора то, что он любит в той среде, в которой он живет, что для него важно сохранить, что для него важно учесть, а также рассказать, что не нравится и что на его взгляд нужно переделать, и очень важно – быть открытым ко всем предложениям, суметь их оценить и дать необходимую конструктивную критику —  житель и архитектор должны работать совместно. Идеальных для всех решений не бывает, но максимально правильные проекты можно создать.

— Бывали ли вы в Красноярском крае ранее и если бывали, какие интересные архитектурные объекты или общественные пространства можете отметить?

— Я впервые буду в Красноярском крае, поэтому я очень рада познакомиться с его достопримечательностями, историческими местами и уникальными локациями!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления